Рождество Христово и милосердие. #Слово настоятеля.

Рождество Христово и милосердие. #Слово настоятеля. 

Рождество Христово это праздник, который активно изливается своим благодатным содержанием из Церковных недр за стены храма, за церковную ограду, и, кажется, «даже до края земли» (Деян.1:8). 

  1. «Благовествую вам радость велию» (Лк. 2:10).

Рождество Христово это праздник, который активно изливается своим благодатным содержанием из Церковных недр за стены храма, за церковную ограду, и, кажется, «даже до края земли» (Деян.1:8). В святые Рождественские дни мы провели праздник в Воскресной школе, совершили праздничные Божественные Литургии в Межениновке, в Басандайке, в Доме сестринского ухода, поздравили педагогов Корниловской средней школы, Корниловской школы искусств, подопечных и работников Центра социальной адаптации, посетили Дом ребенка, совершили праздничный молебен в хосписе. Думается, что этот потенциал благовестия радости Рождества Христова таинственно содержится в самом событии Боговоплощения. Ведь не случайно Ангел Господень в ночь Рождества Христова провозгласил:

«благовѣству́ю ва́мъ ра́дость ве́лiю, я́же бу́детъ всѣ́мъ лю́демъ» (Лк. 2:10)

Вот некоторые размышления о милосердном смысле Рождества Христова, о «благовестии радости великой», которое наполняет благодатью и добротою наши сердца и побуждает нас делиться этим сокровищем с окружающими.

 

  1. Смысл Рождества Христова.

Главное содержания праздника Рождества Христова в том, что Бог так возлюбил мир, что Слово Божие, Един от Святыя Троицы – Сын Божий воплотился и вочеловечился, чтобы спасти людей от бед их, от зла, – «от грехов их» (Мф. 1:21). В праздничных паремиях мы читали:

«Сей Бог наш … на земли явися и с человеки поживе» (Вар. 3:38);

евангелист Иоанн Богослов благовествует о Рождестве Христовом:

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14);

В Символе веры на каждой Литургии мы поем:

«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Бог не оставляет свое возлюбленное творение – человека одного со своими бедами и несчастьями, но воплощается и вочеловечивается, чтобы разделить с нами всю тяготу земного бытия (Гал.6:2), взять на Себя наши немощи и понести наши болезни (Ис.53:4) и спасти нас от них. Поэтому, воплощение и вочеловечения Сына Божия на земле есть величайшее милосердие и любовь Божия к человеку.

Если мы, дорогие братья и сестры, истинные ученики Христовы, если мы истинные благовестники радости Рождества Христова, воплощения Сына Божия на земле, то и мы должны непросто в душе помолиться и посочувствовать ближнему, но «воплотиться и вочеловечиться» там, где истинно нуждается и действительно страждет человек, «пожить с ним», «обитать с ним», «понести его тяготу», «взять на себя немощи» его от болезни его, насколько хватает наших сил, помочь ему. Это будет лучшая проповедь Рождества Христова, свидетельство одной из главнейших истин христиан – Боговоплощения.

 

  1. Тайна Боговоплощения.

Вот благовестие радости великой божественного певца Боговоплощения святителя Григория Богослова:

«О новое смешение! О чудное растворение! Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемлемый объемлется … Богатящий нищает — нищает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством, … Какое богатство благости! Что это за таинство обо мне? Я получил образ Божий и не сохранил Его, Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь воспринимает худшее; но это боголепее первого, это выше для имеющих ум!» (Слово 38, «На Богоявление или на Рождество Спасителя»)

Мысль свт. Григория такова: по первому общению Бога с человеками мы получили образ Божий, таинственно в нас пребывающий и, увы нам, не сохранили его. Теперь через Боговоплощение Господь вступает с нами во второе общение, которое по слову святителя «гораздо чуднее первого», «боголепее первого» и «выше для имеющих ум»! Действительно, мало того, что Христос нам говорит:

«Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (Мф.13:16), т.е. мы блаженны от того просто, что видели и слышали Его, Он свидетельствует нам еще и другую тайну Боговоплощения:

«Я есмь хлеб жизни… хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:48-57).

Теперь, оказывается, по второму общению в нас не только образ Божий, мы не только имеем возможности видеть и слышать Христа, но – Сам Христос таинственно пребывает в нас!

Действительно, вспомним ап. Павла:

«уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20);

«я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»  (т.е. не образ Его, но Сам Христос!)» (Гал.4:19);

«какое богатство славы в тайне сей …, которая есть Христос в вас» (Кол.1:27)

Вспомним первосвященническую молитву Христа:

«да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне» (Ин.17:22-23);

Думается, приведенных мест достаточно, чтобы понять, что главный плод второго общения Бога с человеками через Боговоплощение есть таинственное пребывание Христа в Его разумных творениях, в человеках, в учениках, уверовавших в Него. В этом смысле, теперь отношения милосердия либо отсутствие его между людьми принимают значение богообщения. Оказывая милость человеку, мы оказываем ее одновременно Христу. И наоборот, наше жестокосердие к человеку, непременно касается и Христа, таинственно в нем пребывающего. С ещё большей и всеобъемлющей силой эта мысль пронизывает  слово Христа о Страшнем суде:

«ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:42-43).

Итак, второе общение Бога с человеками через Боговоплощение возводит отношения милосердия между людьми до божественной высоты Богообщения. И это придаёт нашему служению милосердия, дорогие братья и сестры, небесное измерение и в этом главный его Рождественский смысл.

Всех сердечно поздравляю, дорогие братья и сестры с Рождеством Христовым!

Протоиерей Николай Абрамов.

(43)