Исторические сведения о населенном пункте, о создании прихода

карта петуховский1.Сибирский поселок Басандайка

 Басанда́йка  — это станционный посёлок на 34-м километре железной дороги «Тайга — Томск» в Томском районе Томской области.

800px-Книга_Великий_путь_Виды_Сибири_51 Рисунок 1. Среднесибирская железная дорога.

Первоначально станция называлась «32-я верста». В 1887 -1892 году велись изыскательные работы  на трассе  будущей Среднесибирской дороги и решили построить железнодорожную ветку, проходящую недалеко от Томска. Первый поезд через 32-ю версту прошёл 22 июля 1896 года.

basandaika Рисунок 2. Станция Басандайка.

Впоследствии «32-я верста» получила название «34-й километр» Среднесибирской железной дороги.  В то время на месте станции находилось 2 домика: семьи начальника станции и обходчика.

В 1912 году здесь была основана организация сбыта леса, давшая толчок развитию поселка,  началось строительство разъезда и его заселение.

489 Рисунок 3.  Репрессированные рабочие на лесоповале.

С началом сталинских репрессий посёлок был вовлечён в систему «Сиблага», в 1934 году здесь на основе труда репрессированных был создан леспромхоз — лесоповал с первичной обработкой древесины и вывозом её на предприятия страны. Из продукции леспромхоза в военные годы в стали производить заготовки для оружия, строить жилые дома и объекты быта. После войны леспромхоз перепрофилировали в обычное предприятие, которое стало основой развития посёлка. Были построены сельский клуб, магазины, фельдшерско-акушерский пункт, почта, детский сад , а в 1953-м — школа , которая в 2010 году переехала в новое капитальное здание. Для нужд посёлка был построен небольшой кирпичный завод .

459 Рисунок 4. Речка Басандайка.

В 1968 году по просьбе жителей  разъезд 34-й километр переименовали в станцию Басандайка. Название «Басандайка» связано с протекающей неподалеку живописной речкой Басандайка, которая, в свою очередь, названа по имени одного из местных правителей  — татарского хана Басандая (ок. 1550 г).

Неподалёку от посёлка находятся Таловские известковые чаши, входящие в список природных памятников Томской области.

dd53e92s-960 Рисунок 5. Таловская чаша.

Местное население Басандайки насчитывает около 900 человек.

Здесь родился герой — офицер Дмитрий Козлов, павший смертью храбрых в бою с бандформированием на Северном Кавказе 27 октября 2009 года.

1815 Рисунок 6. Дмитрий Козлов.

За проявленное в ходе боя мужество старший лейтенант Дмитрий Козлов награжден орденом Мужества (посмертно). Как вспоминала его мать Татьяна Козлова через год после его гибели:  «Год назад осенью Дима приехал в отпуск. Я выхожу, он говорит: мама, тут лампада загорелась… мы её с тех пор не тушим». В годовщину гибели Дмитрия на средней школе, где он учился, укрепили мемориальную доску с его именем, а в мае 2012 года школе  присвоено его имя —  «Басандайская СОШ им.Д.А.Козлова».

2. История создания Прихода.

Идея создания православного Прихода и строительства храма появилась у местных жителей осенью 2013 года.

Когда-то, до революции,  согласно «Справочной книге по Томской епархии за 1914 год» эти места, где располагается нынешняя Басандайка, объединял Петуховский приход  благочиния 2-го округа, в который входили село Петуховское, деревни Сухарева в 2 в.(видимо версты от с Петуховское), Витебка —  1 в., Николаевка – 12в., Ивановка – 30в., Воронова – 4 в. Прихожан 2971 душ.

20132 Рисунок 7. Страница из «Справочной книге по Томской епархии за 1914 год» — Петуховский Приход благочиния 2-го округа.

О станции «32-я верста» конечно-же ничего не сказано. В настоящее время местонахождение многих деревень, входящих в Петуховский Приход в те годы, установить затруднительно, т.к. они пополнили список исчезнувших деревень в связи с массовым исходом из них крестьян в города в первой половине XX века. Но если на современной карте отметить оставшиеся (Петухово, Сухарево) , то видно, что наверняка жители станции могли ездить в храмы сел, входящие в Петуховский Приход.

В самой же Басандайке никаких упоминаний о наличии когда-либо храмов или часовен до 2013 года нет. Организованной православной общины здесь не было, зато обосновывались то кришнаитские очаги, то иеговистские, баптистская община и прочие веяния чуждого духовного мира.

карта петуховский Рисунок 8. Современная карта части Томского района.

На богослужения басандайские православные христиане периодически ездят в областной центр за 30 км или в село Корнилово Томского района в храм свв.Бориса и Глеба, добираться куда ещё дальше, лишь только в середине лета, когда сельские дороги подсыхают, можно по лесу сократить путь.

Со временем  возникло желание создать свою православную общину и построить храм, а тем более, что несколько человек, постоянно приезжавших на богослужения в село Корнилово, познакомились с тамошним настоятелем о.Николаем Абрамовым, к нему они и обратились с просьбой возглавить их начинание и обратиться к Митрополиту Томскому и Асновскому Ростиславу за благословением на создание Прихода. Владыка благословил благое дело организаторов .

Первое организационное собрание жителей села Басандайка с участием о.Николая  Абрамова состоялось 14 октября 2013 года в  праздник Покрова Божией Матери и, конечно же, недолго раздумывая, назвали Приход и будущий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, заступницы нашей и покровительницы.

Официально Приход создан приходским собранием 3 ноября 2013 года, а юридическая регистрация в органах Минюста произошла 14 марта 2014 года. В настоящее время Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы приписан к храму свв.Бориса и Глеба села Корнилово Томского района.

=======================================================

Другие сюжеты про Басандайский край можно прочитать в разделе «Краеведение»

(259)