Иконы праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Самые ранние изображения Покрова не дошли до нас. Праздник был установлен на Руси в 60-е гг. XII в., а самые ранние образы начала XIII в. не сохранились. Древнейшее изображениепраздника встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом. Там изображена стоящая в профиль Богородица, над которой – поднятый вверх плат.
Уже к к XIV столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме.
В Новгороде было принято изображать, как бы в разрезе, храм. Под его сводами –согласно эпизоду из жития Андрея Юродивого – изображалась Богородица, молящаяся с воздетыми руками и стоящая на облаке. Над Нею ангелы держат распростертый покров. В нижней части новгородских икон изображаются закрытые Царские врата, справа от которых стоит Андрей Юродивый, указывающий рукой своему ученику Епифанию на это чудо. В Новгородских иконах есть еще одна замечательная деталь – слева от Царских врат (иногда бывает и справа), примерно на уровне середины высоты храма писали престол, за которым стоят три великих святителя (Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов). Это включение в иконографию праздника Покрова свидетельствует опочитании трех святителей на Руси.
Ранний суздальский извод икон Покрова очень существенно отличается по содержанию от Новгородского. Самое главное, что в центре суздальской иконы под Богородицей, молящейся на воздухе за людей, на церковном амвоне стоит юноша, держащий хартию. На некоторых иконах тексты хартий сохранились. К нашему изумлению мы можем прочить на этих хартиях: «Дево днесь Пресущественного рождает…». Это начало Рождественского кондака, а юноша с хартией – святой Роман Сладкопевец, византийский поэт, написавший множество церковных гимнов. Именно ему исследователи приписывают создание Акафиста Пресвятой Богородице. Он был поставлен архидиаконом главного собора империи, и первое служение должно было совершаться в праздник Рождества Христова. Святой Роман очень боялся, т.к. не обладал сильным голосом. Накануне праздника во сне ему явилась Матерь Божия, повелела съесть кусочек свернутого пергамена, и на следующий день он пропел свой знаменитый кондак. Часто слева от центрального амвона изображаются император Лев Мудрый, в период правления которого случилось чудо Покрова, и его супруга Феофана.
В XVII в. композиция образа Покрова меняется. Вместо симметричной сцены изображается шествие на Небеса по облакам, к Спасителю, который также изображается в облаках. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род. Очень часто на иконах конца XV-XVI в. Встречаются контаминированные сюжеты, объединяющие сюжеты Новгородского и Суздальского изводов. Например, изображается Роман Сладкопевец, над ним – Богородица, но покров держит не Она Сама, а ангелы над Ней. Этот список очень часто встречается в XVI в.
Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затопленводами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии.
1 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения. Среди них — осада Пскова в 1581 году, когда град сей осажден был еретическим войском польского короля Стефана Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи проломов была построена церковь и специально для нее написан образ — особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу Досифею». Владычица пишется здесь вместе с преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении благоверных князей киевских и псковских.
Многое, очень многое изменилось в нашей России за века и особенно за ушедшее ХХ столетие. Но и сегодня, в начале XXI века, остановитесь перед образом Покрова Богородицы — он есть в любом храме. Посмотрите на икону внимательнее, и вы увидите ожившую в линиях и красках человеческую историю и в то же время — святыню, как бы окно в другой мир, где нет ни времени, ни пространства. Где вместе с нами, ныне живущими на земле, возносят молитвы Всевышнему Богу Ангелы и святые всех времен и народов, и души благочестивых наших предков.
Всмотритесь в икону, ее можно читать, как книгу, — именно так и делали наши пращуры. Всмотритесь, и вы увидите нефы и алтарь Влахернского храма, хоть сам он давно исчез с лица земли; увидите завесу, закрывающую знаменитый Влахернский образ Богородицы. Она обычно пишется в темно-красных тонах — в цветах императорского пурпура. В центре на амвоне со свитком в руках — знакомый нам пономарь Роман Сладкопевец, родом из сирийского города Ефес, живший в VI веке во времена правления императора Юстиниана, задолго до Андрея юродивого.
Служил он в первейшем храме империи — соборе во имя Святой Софии — Премудрости Божией, но не имел дара истового и красивого чтения и пения. Однажды в праздник Рождества Христова Романа за невразумительное чтение даже отстранили от службы. Глубоко опечаленный, припал он в молитве к образу Богородицы, и тогда явилась Она ему и повелела взять свиток («кондакион», по-гречески) и проглотить его.
И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением, что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных им духовных песнопений, в том числе кондаков (день памяти святого Романа Сладкопевца отмечается православными христианами1 октября).
Святой Андрей стоит рядом — в ветхом рубище, указывая потрясенному ученику Епифанию на дивное видение… Рядом с Романом Сладкопевцем — византийский император, Вселенский патриарх, иноки, народ, а надо всеми — Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Икона Покрова объединила всё — и мир небесный, и мир земной. И в самом средоточии иконы — Пресвятая Богородица, держащая в руках Своих благодатный покров. Он так велик, что свободно покрывает собою весь православный мир.
А еще выше — образ Того, к Кому обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя.
По материалам сайта http://www.pokrovsar.ru/
(115)